Психология ребёнка при разводе родителей
Уважаемые родители!Разводв семье, тема слишком многогранна: для кого-то болезненная, для кого-то весьма деликатная и поэтому закрытая, для кого-то неактуальная и поэтому скучная – в общем, не особо радостная…………………………….
Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, часто являющийся долгожданным освобождением для двух нелюбящих или даже ненавидящих друг друга взрослых,— огромная моральная травма для их ребенка. Конечно же, нельзя заставлять себя терпеть то, что невозможно выдержать, нельзя любой ценой сохранять то, чего уже нет; но ведь при этом нельзя забывать и о том, что рядом живут ваши собственные, родные, любящие вас обоих дети, для них вы — единственные в мире, папа и мама
Развод родителей – всегда тяжелая психологическая травма для ребенка. Меняется вся картина мира, которая существовала до сих пор. Ребенку сложно понять как такие родные и близкие мама и папа расстаются. Очень часто в разводе родителей склонен обвинять себя, собственные капризы и непослушание, которые, по его мнению, повлияли на то, что один из родителей уходит из семьи. В зависимости от того, каков возраст ребенка на момент расставания родителей, психология ребенка при разводе имеет свои особенности.
Тяжело переживают распад семьи дети дошкольного возраста
В целом, маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом — заболеть, что они и делают. Экземы, гастриты, заикание, навязчивые движения — все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате.
Дети 2.5-3.5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расстаются с матерью. В игре создают вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными.
Дети 3.5-4.5 лет отмечаются повышенной гневностью, агрессивностью, переживают чувства утраты, тревожности. Экстраверты (дети, проявляющие эмоции внешне) обычно становятся замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдается характерное проявление чувства вины за распад семьи.
Дети 5-6 лет более агрессивны и тревожны. Их отличает раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью.
Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях высказывают друг другу свои переживания, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов. Гораздо серьезнее для неокрепшей психики последствия, вызванные разводом родителей. Мальчик, который воспитывался мамой, строит свои взаимоотношения с противоположным полом по «женской модели» поведения, имея весьма искаженное понимание о роли мужчины в семье. Девочка, которая была лишена внимания отца, который ушел из семьи, испытывает значительные трудности при выборе спутника жизни и оценке его качеств. Эти данные подтверждает и статистика, утверждая, что 70% разводов приходятся на долю тех семейных пар, в которых хотя бы один из супругов вырос в неполной семье.
Если ребенок находится в подростковом возрасте, то ситуация развода родителей может самым негативным образом сказаться на протекании кризиса подросткового возраста. Нередки случаи суицидальных попыток подростков именно на фоне произошедшего развода родителей.
Родителям, занятыми своими проблемами и переживаниями в связи с разводом, необходимо помнить, что ребенок нуждается в помощи и поддержке не меньше мамы и папы. Недопустимо превращать ребенка в орудие мести своему бывшему супругу, стремясь добиться нужного результата. Цель каждого из родителей – максимально сгладить непростую ситуацию, окружить своего малыша еще большей заботой и любовью, не стремясь перетянуть сына или дочь на свою сторону.
Развод между супругами – дело только двоих людей. Нередко мать, оставшаяся в одиночестве, посвящает часы разговорам с дочерью, рассказывая каким нехорошим человеком, является ее отец, настраивая ребенка не просто против родителя, а против всего мужского пола. Ребенок лишается возможности общаться с родственниками папы. Папа, в свою очередь также стремится воздействовать на свою бывшую жену через ребенка.
Дети дошкольного возраста часто реагируют на развод родителей страхом одиночества: один из родителей оказался выключенным из жизни малыша, его нет рядом каждый день, как это было раньше. А где гарантия, что и второй родитель не пропадет? Опасения родителей звучат следующим образом: «Я виноват перед ребенком, из-за меня разрушилась привычная жизнь малыша». Это чувство вины часто мешает родителям увидеть, что их ребенок очень страдает по поводу развода мамы и папы.
Наиболее травмирующая ситуация для ребенка — это ситуация «хронического развода», когда родители то разводятся, то сходятся вновь. При этом нарушается стабильность жизни, так необходимая ребенку дошкольного возраста (и чем младше ребенок, тем он больше нуждается в стабильности семейных отношений). Что менее травмирует ребенка — нестабильность семейных отношений с конфликтами (скрытыми или явными) или развод родителей? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку бесконечные семейные конфликты могут повредить отношения в семье настолько, что развод будет, представляться единственным решением во благо ребенка. С другой стороны, развод является сильнейшим потрясением для малыша, и не случайно развод по шкале стресса стоит на втором месте, означая смерть семьи.
Понимая влияние развода на психическое здоровье ребенка, сказать или не говорить ребенку о разводе родителей? Здесь можно ответить однозначно: говорить надо. При умалчивании об этом событии малыш будет пребывать в состоянии напряжения и тревоги. Дело в том, что дети дошкольного возраста остро воспринимают эмоциональное состояние взрослых и способны уловить малейшее изменение в их взаимоотношениях. Для этого не надо слов, ребенку достаточно посмотреть на маму или прижаться к папе для того, чтобы понять, что с мамой и папой что-то случилось. Сокрытие факта развода может порождать у ребенка тревогу, опасения, страхи, болезненные фантазии.
Последствия послеразводового стресса для детей:
1. Нарушение их адаптации в повседневной жизни;
2. Изменения представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья.
3.Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи и не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов.
4. Дети из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными.
Выявлены некоторые закономерности между реакцией на послеразводовый стресс и полом ребенка.
Стресс у девочки: носят переживания ‘в себе’, и внешнее поведение может у них почти не меняться, но могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Ведущие переживания — грусть и обида. Две трети девочек, многие из которых внешне кажутся преодолевшими кризис, достигнув зрелости, неожиданно становятся глубоко обеспокоенными, теряют способность выбора, испытывают страх измен и предательств в интимных отношениях.
Стресс у мальчика: для них характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания — гнев и агрессивность. Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, — пытаться повышать голос на мать. Обычная история — уйти из дома, не предупредив заранее об этом мать. Многие мальчики, достигнув половой зрелости, так и не могут выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности.
Подумайте о ваших детях!
Плюсы отцовского воспитания
Уже в младенчестве ребенок начинает распознавать маму и папу, различая их по голосу и лицам. В 1,5-2 года мальчики начинают копировать папино поведение. Именно в это время во время совместных игр у мальчика формируются мужские черты характера.
В 5-7 лет у папы и сына появляются совместные увлечения — катание на роликах, рыбалка или посещение футбольных матчей. Мальчишки начинают ощущать себя членами особого мужского сообщества. В раннем детстве, наблюдая за взаимоотношениями родителей, вырабатывается и стиль общения юного мужчины с женщинами и девочками.
Немногословный и лаконичный отец, который высказывается исключительно по делу, обладает несравненно большим авторитетом, нежели вечно суетящаяся и говорливая мама. Именно поэтому угроза рассказать о шалостях папе оказывается столь действенной. Отец, не скупящийся на заслуженные похвалы и наказывающий исключительно за серьезные проступки, имеет все шансы вырастить из сына настоящего мужчину.
Чем рискует мать?
Мать, воспитывая ребенка одна, очень часто начинает вести себя по-мужски: становится излишне жесткой, логичной и рациональной. Тем самым теряя женственность. Сын, таким образом, не получает ни матери, ни полноценной замены отцу. Ребенок может вырасти недостаточно эмоциональным. Воспитание же в излишне мягкой атмосфере грозит тем, что из мальчишки вырастет «девочка» — слабохарактерный и женоподобный парень. В дальнейшем у такого человека могут возникнуть проблемы и с сексуальной ориентацией.
Еще одна крайность, в которую часто впадают одинокие мамы, — программирование сына на постоянную заботу о ней. Помогать родителям, бесспорно, надо. Однако зачастую матери стремятся, чтобы их единственные сыновья оставались с ними всегда, тем самым лишая их права на самостоятельную жизнь. В результате мужчина долго не может создать семью. Даже смерть матери не дает ему свободу, как бы это кощунственно ни звучало, а зачастую оказывается сильнейшим потрясением — с ее уходом теряется смысл всей его жизни.
Девчоночья семья: как разведенной маме вырастить дочь без отца?
Принято считать, что женщине в одиночку легче воспитать дочь, нежели сына. Еще бы, ведь сходные особенности восприятия окружающего мира помогают им легче найти общий язык и понять друг друга. Однако воспитание девочки в неполной семье тоже требует пристального внимания и таит в себе определенные трудности.
По одному из неклассических определений воспитание — это жизнь рядом. Дочери склонны к неосознанному копированию материнского поведения. Поэтому женщине необходимо контролировать как свои слова, так и поведение. Если девочка видит, что мать как будто мстит мужчинам за несложившуюся личную жизнь, то с большой долей вероятности можно сказать, что и она будет негативно относиться ко всем без исключения представителям сильного пола. Разумеется, создать семью с таким настроем ей будет архисложно.
Если нет выхода……….
Вместе с тем, иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов.
1. Нужно добиться того, чтобы ваша семья так и осталось семьей;
2. Нужно свести к минимуму негативные последствия для детей;
3. Нужно принять развод как неотъемлемую часть бытия.
Понимая психологию ребенка при разводе, родители должны понимать свою ответственность перед сыном или дочерью, которая остается на них, несмотря на разрыв отношений. Сдержанность, максимальная тактичность и внимание к своему ребенку – необходимый «набор», который должен присутствовать в поведении обоих родителей.
Педагог-психолог НДОУ детского сада № 211
ОАО «РЖД» Л.В. Массарова
Используемая литература:
2. С.Антонова «Как сохранить ребенка при разводе. Между двух огней»
3.Хорсанд Д. «Дитя развода. Как воспитать счастливого ребенка в неполной семье»