Свежие комментарии

postheadericon Психическое развитие ребенка 2-3 лет

Возраст трёх лет — знаменателен. Отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей педагогики.  Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются именно  в этот возрастной период.                                                                                                                                                                                                                       

У ребёнка в ходе предметной деятельности и  игры  происходит развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, воображения,  мышления, формируются новые потребности и интересы. В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка. И этому есть свое объяснение. Новым можно считать интенсивное развитие 2-3 года  начальный этап в развитии этого психического процесса, особенно во второй половине года от 2,5 — 3 лет). Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредованный  процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря  отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания своего « Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. На первом этапе развития воображение  связано с «опредмечиванием» образа действием. Через этот процесс ребёнок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать  их, а, следовательно, регулировать своё собственное воображение. Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.

Хочется отметить,  что дальнейшее совершенствование  наглядно- действенного  мышления и становление наглядно-образного мышления  зависит от развитости у ребёнка воображения.

У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная , зрительно-эмоциональная память. От интереса ребёнка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти. Совершенствование памяти происходит в процессе игровой деятельности, поэтому разнообразные  детские игры представляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти.

С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт — рисунок), лепка (продукт — поделка), конструирование (продукт — постройка), игра (ролевое поведение) и др. Следует обратить особое внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

В этот период жизни у ребенка происходит ин­тенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимули­ровать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства позна­ния действительности, как способа регуляции пове­дения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непро­извольный характер, он может выделить в пред­мете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприя­тия происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при не­посредственном соотношении и сравнении предме­тов. Задача взрослого- правильно назвать при­знаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д.

Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометри­ческие фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет спо­собен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник, овал);
  • 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружаю­щего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке ка­кой-либо цели в играх и поведении.

У детей  начинает формироваться более сложная внутренняя организация поведения.

Ребенок может стремиться к достижению цели, которая сама по себе не слишком привлекательна для него, ради чего-нибудь другого. В результате его отдельные действия могут приобретать для него более сложный, как бы отраженный смысл, который определяется тем, в какой мотив они включены. Например, незаслуженная конфета приобретает смысл собственной неудачи, а неинтересное собирание пирамидки может быть осмыслено через радость малышей, для которых она предназначена.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

Так, как в этом возрасте дети очень восприимчивы к эмо­циональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту зараже­ния»: если один начнет радостно скакать по груп­пе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического ком­форта или его отсутствия (шарф может «кусать­ся», а колготки — «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребен­ка — это систематичность, ритмичность и повторяе­мость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2-3-х лет являют­ся открытость, честность и искренность. Он про­сто не умеет скрывать свои симпатии или антипа­тии к кому или чему бы то ни было. Чувства ре­бенка неустойчивы и противоречивы, а настрое­ние подвержено частой смене.

Так как эмоции ребёнка данного возраста  непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры с взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.  Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет.

Поскольку малыш привязан к ближайшему родственнику и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с тем и собственные возможности, и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Значит, родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать за ребенком право выбора, проявления интересов к тому или иному занятию. Иными словами, нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях «идти за малышом», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной ситуации, которая  в психологии получила  название « Кризис 3-х лет».

Используемые источники:

1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога — Ростов н/Д., 2007
2. Смирнова Е.О. Психология ребёнка от рождения до семи лет- Москва,1997 
3. интернетстраница: razumniki.ru/psiholog_osob_2-3goda.html
4. Журнал «Мама и  малыш » № 2, 2006
5. Немов Р.С. «Психология » Книга 2 издание четвёртое  М.-2004

Педагог – психолог: Массарова Л.В.

 

Комментарии запрещены.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

ЛУЧШИЙ САЙТ 2021

МИШУТКИНЫ ВЕСТИ
СЕЙЧАС ЗА ОКНОМ
Яндекс.Погода