Готовим к школе…. Родителей
Подготовка к школе ребёнка – это, как говорится, полдела. Вторая половинка – это подготовка самих родителей. Порой часто слышим со стороны мам и пап, что их волнует именно эта проблема, и что самыми неподготовленными чувствуют себя они сами….
А собственно, в этом нет ничего удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка, а теперь становятся родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника!
Совет первый: «Развиваем самостоятельность».
Прежде всего, уважаемые мамы и папы, как только ваш ребёнок станет школьником, он гораздо больше будет предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует прежде всего развивать у ребёнка умение заниматься – в смысле занимать себя самому. А для этого опять же не лишайте ребёнка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно своё общество. Даже если вы идёте в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, даже если он вам не так уж и помешает). Спросите: «Пойдёшь со мной?». Разумеется, тут же договоритесь, что ребёнок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры – если ваш малыш способен договариваться на такие темы.
Совет второй: «Ребёнок один дома»
Мама должна быть уверена, что ребёнок сумеет днём остаться один дома и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что –то делать самостоятельно уже в детском саду . Конечно, всё хорошо в меру. И вовсе не обязательно, скажем, бросать ребёнка одного на весь день. Необходимо научить его оставаться одному на какое – то время дома , важно, чтобы при этом он умел соблюдать основные правила безопасности. Ведь если не начать это лет в пять, то можно добиться другой крайности, как к примеру, в одной семье, где девочка смогла остаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет тринадцать…
Совет третий: «Умение общаться в коллективе»
Как минимум за вами – задача развивать у ребёнка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его психическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям, умение за себя постоять (причём адекватно, а не с помощью упреждающей агрессии). В частности, «бунтарский дух», так умиляющий родителей, в школе не пройдёт: ребёнка будут постоянно ставить на место Учителя — в административном порядке, а дети – с помощью физической силы, и в результате ребёнок получит стойкое отвращение к школе, к учёбе, к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. Да, в ребёнке нужно формировать личность с помощью индивидуального подхода. Но, пожалуй, в школе одно из основных умений – не теряя индивидуальности, вписаться при это в коллектив.
Совет четвёртый: «Сформировать готовность к правоте взрослого»
Также очень важно сформировать у будущего ученика…. готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребёнка стоит в деликатной форме научить, с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни стало свою правоту. Есть такая поговорка: «Из двух спорящих виноват тот, кто умнее». Так разрешите ребёнку иногда именно так стать умнее. И это вовсе не двуличность, не лицемерие, а то, что называется дипломатией: умение, оставаясь при своём мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение. если хотите, искусно сыграть подчинение.
Разумеется, не пугайте ребёнка школой – мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдёшь в школу, тебе покажут! ..
Страх – далеко не лучшая мотивация для ребёнка в любом случае, а уж перед школьной жизнью – и подавно…
Вообще ребёнок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким «потом узнаешь» или «в школе тебе расскажут». Кто их знает, о чём и как им там расскажут? А вот начать выдавать ребёнку какую – то информацию, сказав, что «а подробнее ты непременно узнаешь в школе» — это уже более действенная мотивация.
Совет шестой: «Постепенное увеличение нагрузки»
Не волнуйтесь по поводу, что, мол, ребёнок может не выдержать возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжёлая нагрузка – это необходимость «отсидеть» без движения 45 минут урока (радует, что практически во всех школах в первых классах уроки с «физкультурной минуткой» посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения). Другая возможная проблема – возросшее количество обязанностей, более жестокий контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно(и, кстати, столь же постепенно увеличиваете требования к ребёнку и вы дома, в семье),то и эта проблема будет решена без особых травм для малыша.
Уважаемые родители!
Поверьте в неповторимость своего ребёнка, в то, что он единственный, уникальный, не похож ни на кого другого.
Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы сможете передать необходимые привычки, знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, сможете лучше понять друг друга.
Чаще разговаривайте с ребёнком, объясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите научиться выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение своё и других людей.
Ваш ребёнок скоро станет первоклассником, а это значит, чтобы вы уже сейчас стали задумываться. Как сделать, чтобы в школе ему было интересно учиться, чтобы любознательность не знала границ, чтобы было много друзей, а учителя замечали в нём прилежного ученика и ставили только положительные оценки.
Важную роль при обучении ребёнка в школе играет помощь родителей, понимание его проблем, возникающих в процессе обучения. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития, когда закладываются основы личности, формируется воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность.
Слово «школа» произошло из древней Греции, где оно звучало как «схолэ». Это означало совсем не учебное заведение, а слово «досуг», «праздность», «отдых» — очень приятное времяпровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учёбу – очень приятное и полезное занятие. И, вероятно, они были правы. В школе, действительно, узнаёшь много нового и интересного. Школа открывает двери в мир знаний и ведёт каждого ученика в царство мудрости.
Наша задача: научить ребёнка слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию; сформировать у него желание учиться в школе.
Автор: Воспитатель Шепелевич Н.П.